Удивительные животные. Рабочая программа по внеурочной деятельности. 7 класс 11 сентября 2017 | 0 комментариев
Удивительные животные. Рабочая программа по внеурочной деятельности. 7 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительные животные» для 7 класса. Направление: общеинтеллектуальное  Оригинал программы взят с сайта...
Подробнее
Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных 11 сентября 2017 | 0 комментариев
Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных
Гиганты и карлики в мире животных (5 ч).    
Подробнее
Урок онлайн. Оплодотворение и эмбриональное развитие 30 июля 2017 | 0 комментариев
Урок онлайн. Оплодотворение и эмбриональное развитие
Онтогене́з — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом...
Подробнее
Урок онлайн. Постэмбриональное развитие животных 29 июля 2017 | 0 комментариев
Урок онлайн. Постэмбриональное развитие животных
Постэмбриональное развитие начинается с рождения организма (для плацентарных и других живородящих организмов) или выхода из яйцевых оболочек. Различают два типа постэмбрионального развития...
Подробнее
Урок онлайн. Мочевыделительная система 14 мая 2017 | 0 комментариев
Урок онлайн. Мочевыделительная система
Мочевыделительная система. Презентанция к уроку в 8 классе. Мочевыдели́тельная систе́ма (мочева́я систе́ма) челове́ка — система органов, формирующих, накапливающих и...
Подробнее
Регистрация

Инструкция по применению иммунного препарата

Иммунный ответ. Взаимодействие клеточного и гуморального иммунитета

6857 просмотров
Голосов: 0
0

Иммунный ответ = доиммунное воспаление + распознавание антигена лимфоцитом + деструкция антигена (иммунное воспаление) + выведение продуктов распада антигенов.

Все процессы в иммунной системе условно можно разделить на функционально связанные между собой подсистемы. Схематично это может быть представлено следующим образом:

Иммунный ответ

Иммунный ответ осуществляют, прежде всего, лейкоциты, которые представлены несколькими разновидностями.

Лейкоциты

Фагоциты и врожденный иммунитет.

Одну из важнейших групп лейкоцитов составляют фагоцитирующие клетки: моноциты, макрофаги и полиморфноядерные нейтрофилы. Они способны связывать микроорганизмы на своей поверхности, а затем поглощать и уничтожать их. Это функция основана на простых, неспецифических механизмах распознавания, позволяющих связывать самые разнообразные микробные продукты, и относится к проявлениям врожденного иммунитета. Фагоциты образуют первую линию защиты против инфекции.

Процесс фагоцитоза складывается из следующих стадий:

  • Хемотаксис - продвижение фагоцита к объекту фагоцитоза, осуществляется с помощью псевдоподий.
  • Адгезия (прикрепление). На мембране фагоцитов размещены различные рецепторы для захвата микроорганизмов.
  • Эндоцитоз (поглощение). Принципы поглощения бактерий идентичны таковым у амеб: захваченные частицы погружаются в протоплазму и в результате образуется фагосома с заключенным внутри объектом.
  • Внутриклеточное переваривание. К фагосоме устремляются лизосомы, затем оболочки фагосомы и лизосомы сливаются и ферменты лизосом изливаются в фаголизосому. Фагоцитированные микроорганизмы подвергаются атаке комплекса различных микробицидных факторов.

Фагоцитоз

Лимфоциты и приобретенный иммунитет.

 

Другая важнейшая группа лейкоцитов - это лимфоциты. Им принадлежит ведущая роль во всех реакциях приобретенного иммунитета, поскольку они специфически распознают конкретный возбудитель, где бы он не находился, внутри или вне клеток, в тканевой жидкости или в крови. Существуют различные типы лимфоцитов, но основных популяций две: Т-лимфоциты и В-лимфоциты.

Т-лимфоциты образуются в тимусе и определяют генетическую чужеродность попавшего в организм вещества. Т-лимфоциты подразделяются на:

  • Т-хелперы, стимулирующие выработку антител;
  • Т-супрессоры, тормозящие синтез антител;
  • Т-киллеры, уничтожающие чужеродные и измененные собственные клетки;
  • долгоживущие Т-клетки памяти.

В-лимфоциты (так они называются потому, что впервые место их образования было обнаружено у птиц в особой железе – бурсе, или сумке Фабрициуса) у человека образуются в лимфоидной ткани желудочно-кишечного тракта. Под контролем Т-лимфоцитов В-лимфоциты трансформируются в плазматические клетки, синтезирующие антитела. Таким образом, белки, синтезируемые лимфоцитами, определяют создание гуморального (жидкостного) иммунитета.

Взаимодействие между лимфоцитами и фагоцитами.

Масштабы таких взаимодействий весьма значительны. Например, определенные типы фагоцитирующих клеток способны после захвата антигенов представлять их Т-лимфоцитам в форме, подходящей для распознавания. Этот процесс назван представлением (презентацией) антигена.

Распознав антиген, Т-лимфоциты в свою очередь выделяют растворимые факторы (цитокины), которые активируют фагоциты и вызывают разрушение ими поглощенных микробов.

При взаимодействии другого характера фагоциты используют образуемые В-лимфоцитами антитела для собственного более эффективного распознавания возбудителей.

В результате иммунный ответ на инфекцию чаще всего складывается из различных взаимосвязанных эффектов как врожденного, так и приобретенного иммунитета. На ранних стадиях инфекции доминируют механизмы врожденного иммунитета, но позднее лимфоциты начинают осуществлять специфический ответ, свойственный приобретенному иммунитету. При этом они «запоминают» возбудителя и если впоследствии организм вновь подвергается заражению этим микробом, они «вспоминают» его и осуществляют более эффективный и быстрый иммунный ответ.

Какая из форм иммунного ответа будет эффективной, зависит в значительной мере от локализации инфекции и типа возбудителя. Наиболее существенно при этом, проникают микробы внутрь клеток организма-хозяина или нет.

Для того чтобы ликвидировать внутриклеточную инфекцию - такую вызывают все вирусы, некоторые бактерии и ряд паразитических простейших - иммунная система должна распознать и разрушить инфицированные клетки.

В случае внеклеточного размножения инфицирующего агента в тканях, жидкостях или полостях организма - это характерно для многих бактерий и более крупных возбудителей - иммунный ответ совершенно иной.

При развитии инфекции, однако, даже внутриклеточные возбудители, чтобы достичь соответствующих клеток-мишеней, передвигаются с током крови и тканевой жидкости, и в это время они уязвимы для тех факторов иммунной системы, которые в основном рассчитаны на внеклеточных возбудителей.

Упрощенная схема иммунного ответа

По материалам сайтов

http://www.msmsu.ru/zob/5_les-3-1.html
http://collegemicrob.narod.ru/microbilogy

Похожие статьи:

Биология человекаКонспект урока. Строение, состав и свойства костей

Биология человекаИммунитет. Основные понятия. Виды иммунитета

8 класс. Биология человекаУрок онлайн. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья