Урок онлайн. Пищеварительная система 26 ноября 2016 | 0 комментариев
Урок онлайн. Пищеварительная система
Пищеварительная система человека (лат. systema digestorium) осуществляет переваривание пищи (путём её физической и химической обработки), всасывание продуктов расщепления через слизистую оболочку...
Подробнее
Урок онлайн. Видообразование 12 ноября 2016 | 0 комментариев
Урок онлайн. Видообразование
Видообразова́ние — процесс возникновения новых биологических видов и изменения их во времени. При этом генетическая несовместимость новообразованных видов, то есть их неспособность...
Подробнее
Урок онлайн. Факторы эволюции 3 ноября 2016 | 0 комментариев
Урок онлайн. Факторы эволюции
Элементарные факторы эволюции — факторы, изменяющие частоту аллелей и генотипов в популяции (генетическую структуру популяции). Выделяют несколько основных элементарных факторов...
Подробнее
Урок онлайн. Эволюция биосферы 22 октября 2016 | 0 комментариев
Урок онлайн. Эволюция биосферы
Жизнь на Земле зародилась ещё в архее — примерно 3,5 млрд. лет назад в гидросфере. Такой возраст имеют найденные палеонтологами древнейшие органические остатки. Возраст Земли как...
Подробнее
Систематика растений. Чередование поколений. Занятие для подготовки к ЕГЭ 17 января 2016 | 0 комментариев
Систематика растений. Чередование поколений. Занятие для подготовки к ЕГЭ
Чередование поколений — закономерная смена у организмов поколений, различающихся способом размножения. Организмы многих видов могут размножаться как бесполым, так и половым путем. В связи с...
Подробнее
Регистрация

Урок. Свойства воздуха

14821 просмотр
Голосов: 0
0

ЦЕЛЬ УРОКА: расширить и углубить знания учащихся о свойствах воздуха, показать практическое применение человеком этих знаний.

ТИП УРОКА: усвоение новых знаний.

Урок природоведения в 5-м классе "Свойства воздуха"

Оригинал статьи


Володина Наталия Николаевна, учитель биологии


 

ЦЕЛЬ УРОКА: расширить и углубить знания учащихся о свойствах воздуха, показать практическое применение человеком этих знаний.

ТИП УРОКА: усвоение новых знаний.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Урок начинается с беседы по вопросам, позволяющим выяснить состав воздуха.

1. Воздух – это тело или вещество?

2. Какие газы входят в состав воздуха? Записать на доске формулы веществ, которые входят в состав воздуха, и указать их процентное содержание.

3. Кто и как использует атмосферный азот?

Затем на экране появляется рисунок, на котором показан опыт Пристли.

4. Почему мышь оставалась живой только под тем колпаком, в котором была веточка мяты?

5. Откуда мы получаем кислород зимой?

6. Что может нарушить равновесие газового состава атмосферы?

 

Затем учитель сообщает тему урока и предлагает учащимся ответить на вопросы.

1. Имеет ли воздух цвет и запах?

2. Почему мы можем смотреть через стекло?

3. Как можно доказать прозрачность воздуха?

Учитель: воздух прозрачный и бесцветный. Мы его не видим, не замечаем, но он постоянно напоминает нам о себе.

Задание: при помощи секундомера нужно выяснить, на сколько минут вы можете задержать дыхание.

После выполненного задания необходимо ответить на вопрос.

Как вы понимаете выражение: “Нам нужно это как воздух?”

Затем учитель говорит о том, что в сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха. Но воздух необходим нам не только для дыхания. Воздушная оболочка предохраняет Землю от смертоносных лучей и от бесконечного множества метеорных тел.

Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем поверхность нагревается до 100-170 градусов, а с наступлением ночи остывает до- 200 градусов. Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке не остывает и не нагревается так сильно, как Луна.

После этого учитель показывает опыт, доказывающий свойство воздуха занимать пространство. (для опыта нужна стеклянная банка с водой и стакан)

Вопросы к классу:

1. Почему вода не заполняет стакан полностью?

2. Что вам известно о воздушных пробках в трубах отопительных систем? Почему в этих трубах человек ставит краны?

3. Как животные используют это свойство воздуха занимать пространство?

После этого ученик показывает водяного скорпиона из коллекции и рассказывает о нем.

Водяной скорпион – это клоп, которого сразу и не заметишь. Он напоминает буроватый гнилой листок. Но как только перед скорпионом появляется мелкое животное, “ листок” оживает, в сторону жертвы мгновенно выбрасываются передние мощные, клешневидные ноги, клешня захлопывается и жертва схвачена.

У водяного скорпиона сзади есть длинный хвостовой отросток. Состоит он из двух сложенных вместе трубочек. Это дыхательные трубочки. Для дыхания водяной скорпион выставляет их кончики над поверхностью воды. С воздухом, который находится в этих трубочках, скорпион опускается на дно. Вода в эти трубочки не заходит, так как воздух занимает пространство.

Затем на экране появляется изображение паука-серебрянки. Ученик рассказывает о нем.

В воде среди водных растений паук-серебрянка строит себе из паутины убежище в виде колокола. Дышит в нем паук воздухом, принесенным с поверхности. Для этого он высовывает наружу, над поверхностью воды брюшко, а затем ползет с захваченным воздухом по стеблям водных растений вниз, к колоколу. В воде воздух вокруг брюшка выглядит как блестящий серебряный пузырек – отсюда и название. Принеся несколько порций воздуха, паук садится в колоколе у входа и поджидает добычу – различных водных обитателей. Зимует серебрянка либо в специально сделанном коконе, либо в пустой раковине брюхоногих моллюсков.

После этого на экране появляются фотографии кубышки желтой, кувшинки белой, виктории регия. На столах у учащихся имеются листья ряски, взятые из аквариума.

Учитель: летом на поверхности водоема плавают крошечные растения, словно кто-то насыпал на воду мелкие зеленые листочки. Это ряска. Попробуйте утопить ряску. Она сразу же всплывает, потому что в тканях листовых пластинок находятся крошечные аэрокамеры, наполненные воздухом.

Вопрос к классу: какие еще слова с приставкой аэро вам известны?

У нас на прудах растут желтые кубышки и белые кувшинки. Листья этих растений служат плотиками для лягушек. Сидят на них квакушки спокойно. Листья эти не тонут. А вот в Южной Америке растет водное растение – виктория регия. Женщины из индейских племен, когда собирают семена водных растений, сажают на листья виктории маленьких детей. Дети спокойно играют на них и даже не соскальзывают в воду, потому что края листа загнуты вверх. Листья у виктории огромные, двухметровые, и порой они, словно гигантские блюдца, закрывают всю воду. Не тонут же эти листья потому, что в них много воздушных ходов. Есть воздух и в цветоножках, поэтому цветок держится вертикально и не уходит на дно.

Как и кубышка, кувшинка стала редким растением. И хотя растут они порой на глубине и в букетах совсем не стоят, охотников добыть их остается по-прежнему много. Увидите в летнюю пору эти цветки, не трогайте их, пусть украшают они наши водоемы.

Затем на экране появляется изображение водоросли, которая называется ягодоносный саргассум.

Ученик рассказывает о ней. Особенно буйно морские водоросли разрастаются по берегу Мексиканского залива, где господствует водоросль ягодоносный саргассум. Именно это растение во время бушующие волны массами отрывают, а чередующие отливы подхватывают и передают течению Гольфстрим, которое и несет водоросли далеко в океан. Среди бурной Атлантики скопление этих водорослей образует спокойное Саргассово море. Никаких ягод у этой водоросли нет. Вся она увешана такими образованиями, которые при более пристальном рассмотрении оказываются всего лишь воздушными вздутиями-пузырьками, которые выполняют роль поплавков.

Учитель: существует такая наука бионика, девиз которой: живые организмы – ключ к новой технике.

Задание: найдите в тексте параграфа описание водолазного колокола и кессона. После этого необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Для чего человек сделал водолазный колокол?

2. Как подается воздух людям, находящимся под колоколом?

3. Что такое кессоны? Для чего использует их человек?

4. Каким воздухом выдавливается вода из кессонов?

После этого двум ученикам предлагается сжать резиновый мяч и воздушный шарик. Нажимая на эти тела они сжимают воздух, находящийся в них, уменьшая при этом его объем. А когда действие силы прекращается, то воздух вновь занимает все предоставленное ему пространство. Дети объясняют, что перечисленные свойства воздуха называются сжимаемостью и упругостью.

После этого учитель вместе с учениками обсуждают вопрос: где и как использует человек свойства воздуха сжимаемость и упругость?

Сжатый воздух используют в пневматических машинах. Это, например, отбойные и заклепочные молотки, которые можно внедрять в грунт или в уголь и откалывать его на куски. Существуют пескоструйные аппараты, которые дают сильную струю воздуха, смешанную с песком. Эти аппараты применят для очистки стен.

Сейчас нередко можно видеть работу специальных аппаратов, применяемых для окраски стен, где краску распыляет сжатый воздух. Сжатым воздухом открывают и закрывают двери вагонов поездов метро, троллейбусов и автобусов. Стоп-краны, имеющиеся в каждом вагоне, приводятся в действие сжатым воздухом.

В некоторых автомобилях в тормозных устройствах и в звуковых сигналах используется сжатый воздух. Используется он и в двигателях внутреннего сгорания. Человек придумал ружье для подводной охоты с применением сжатого воздуха. В целом ряде химических и металлургических процессов применяется сжатый воздух.

Учитель: однажды ученые решили выяснить, сколько нужно взять воздуха, чтобы получить 1 тонну чугуна? Попробовали они воздух взвесить и выяснили, что 1 кубический метр воздуха равен 1290 граммам. Чтобы получить 1 тонну чугуна нужно 16000 кубических метров воздуха, а для получения 1 тонны меди воздуха нужно в 4 раза больше. Сколько же?

После этого на экране появляются горы. Учитель читает стихотворение А. Д Дементьева “Горы” и после этого спрашивает у детей: “Что еще вы хотите подрисовать в этом пейзаже?”

Какие горы!
Боже мой! Какая тишина….
Вот если б взять их все домой,
Поставить у окна.
И просыпаться среди гор,
И засыпать при них.
И чтоб наш коммунальный двор
Восторженно притих.
И чтоб в горах пылал закат.
И в нем кружил орел.
И чтобы твой весенний взгляд
Мои глаза нашел.

Учитель: эти красивые горы я показала вам не просто так. Оказывается, у подножия горы воздух тяжелее, чем на вершине. Нагреваясь от поверхности Земли слои воздуха расширяются, уменьшают свою плотность, становятся более разряженными и, поднимаясь вверх, переносят тепло в верхние слои атмосферы. По мере удаления от земной поверхности температура воздуха падает, водяной пар в нем охлаждается, образуются капельки воды или кристаллики льда. Появляются ледники и вечные снега на вершинах гор. Горные вершины и в тропиках покрыты вечным снегом.

Затем учащимся предлагается записать основные свойства воздуха в зашифрованном виде.

1. цвет (бесцветный)

2. стекло (прозрачный)

3. водолазный колокол (воздух занимает пространство)

4. стоп-кран (сжимаемость и упругость)

5. 1 кубический метр воздуха равен 1290 граммам (воздух имеет вес)

Затем на экране появляется парусник.

Учитель: в какой цвет вы хотели бы покрасить эти паруса? В жизни каждого человека всегда есть свои надежды и мечты, всегда есть свои паруса. Пройдет совсем немного времени и кто-то из вас под парусом пойдет в океан “за тридевять земель”. И встретит вас чистый бесцветный и прозрачный как стекло воздух, а если вы захотите поохотиться, то на помощь придет ружье для подводной охоты с сжатым воздухом. А потом ваш корабль остановится около красивого острова, на котором находятся горы и вам захочется на них подняться, то вы не забудьте взять с собой теплые вещи, так как воздух там холоднее.

Желаю всем попутного ветра!

После этого подводятся итоги урока и объявляются оценки.