Школьный кабинет биологии - это не только класс, где проводятся уроки биологии, факультативные и кружковые занятия и выполняются внеурочные задания, это и материальная база учебно–воспитательного процесса.
Кабинет биологии способствует решению следующих задач:
- обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, повышающим эффективность обучения;
- широкому использованию технических средств обучения на уроках и внеурочное время;
- обеспечение учебным дидактическим материалом, соответствующему программному материалу;
- обеспечение необходимым оборудованием различных видов внеурочной и внеклассной работы.
Кабинет биологии должен состоять из классной комнаты, лаборантской и уголка живой природы.
Учебно-методическое обеспечение кабинета
1. Обеспеченность средствами наглядности: натуральные объекты, гербарии, коллекции, влажные препараты, тушки и акрилаты; изобразительные средства: графические таблицы, контуры, аппликации, объемные модели и муляжи.
2. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
3. Обеспеченность учащихся измерителями обученности по всем классам и темам.
4. Обеспеченность учащихся комплектами типовых заданий, тестов, контрольных работ, разноуровневых заданий для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта
5. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.
6.Обеспеченность кабинета учебниками по биологии, научной, научно-популярной, учебно–методической литературой для учителя и учащихся.
7.Наличие картотеки по учету учебно–дидактического материала, учебного оборудования, картотека заданий для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся, проведении контрольных работ.
Требования к оформлению кабинета
Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды).
1. Наличие периодически сменяющихся экспозиций по ботанике, зоологии, фенологии, достижений биологической науки, краеведческому материалу.
2. Наличие стендового материала с образцами успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализом типичных ошибок, результатами интеллектуальных марафонов, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий.
3. Наличие стендового материала с рекомендациями по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к практикумам, семинарам, лабораторным работам, тестированию, зачетам, экзаменам, собеседованиям.
4. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, занятиям с отстающими и одаренными учащимися, консультаций.
5. Организация живого уголка природы или зоодендрария.
6. Создание в кабинете фитодизайна из комнатных растений (не менее 30-40 видов).
7. При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону.
Требования к техническому оснащению кабинета
1. Оснащение для демонстрации учебных фильмов, диафильмов, диапозитивов (затемнение, экран, подставка под диапроектор, электрооборудование).
2. Оснащение рабочего места учителя (дистанционное управление аппаратурой, затемнением, освещением).
3. Магнитофон и аудиозаписи.
4. Видеомагнитофон и телевизоры, электронный ММК;
5. Оборудование для автоматизированного контроля знаний (ПЭВМ, локальные сети программное обеспечение).
6. Наличие картотеки по фильмам, видеофильмам, диапозитивам, СД-дискам, электронным ММ пособиям.
Требования к лабораторному оборудованию и технике безопасности:
1. Оснащение кабинета оптическими приборами: микроскопами, лупами, лабораторной посудой, экскурсионным оборудованием (пресс, ботанизирка, сачки, секаторы и др.)
2. Оснащение противопожарным инвентарем и аптечкой;
3. Наличие инструкции по технике безопасности;
4.Наличие журнала вводного и периодического инструктажа по технике безопасности для учащихся.
Документация на паспортизацию кабинета биологии:
Цель: Проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образований, определить основные направления работы по проведению учебного кабинета в соответствии требованиям учебно–методического обеспечения образовательного процесса.
- паспорт учебного кабинета;
- опись имущества и документации;
- инвентарная ведомость на технические средства обучения;
- план работы кабинета на текущий год и перспективный план работы;
- занятость кабинета на четверть, график индивидуальных занятий, факультативов, кружков;
- измерители выполнения образовательного стандарта;
- учебно–методическая и справочная литература;
- оценка деятельности кабинета;
- картотека дидактического, технического, лабораторного материала;
- аттестация учебного кабинета.
Организация кабинета → Положение об учебном кабинете
Организация кабинета → Учебно-материальная база
Организация кабинета → Критерии оценки кабинета экологии и биологии
Организация кабинета → Перечни учебного оборудования
Охрана труда → Инструкция по охране труда при работе в кабинете биологии ИОТ-011-2004